УТВЕРЖДЕНО ЗАВЕДУЮЩИЙ МАДОУ №38 «ТЕРЕМОК» _________________________М.Ю. ЧАДОВА ПРИКАЗ №211-ОД от 09.10.2020 год УЧЕБНЫЙ ПЛАН к прогграмме: «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» Срок реализации программы – 1 год Рассчитана на детей 5 – 7 лет Составитель: педагог дополнительного образования Меньшенина Ирина Владимировна Сысерть 2020 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Программа рассчитана на 120 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Длительность занятия – 1 академический час № Название раздела, тема Вводное занятие (знакомство) Работа с природным 1 материалом 1.1. Поделка «Ежик» 1.2. Поделка «Стрекоза» 1.3. Поделка «Бабочка» Коллективная работа «Гуси1.4. лебеди» Коллективная работа 1.5. «Подсолнух» 1.6. Поделка «Старик-лесовик» Коллективная работа «В 1.7. осеннем лесу» Развлечение «В гостях у 1.8. осени» 2 Работа с крашеным пшеном Коллективная работа «Птица 2.1. на ветке» Коллективная работа 2.2. «Котенок» Коллективная работа 2.3. «Щенята» Коллективная работа 2.4. «Городецкие мотивы» Работа с бросовым 3 материалом Конструирование из 3.1. спичечных коробок «Жираф» 3.2. Конструирование «Автобус» 3.3. Конструирование «Дома» Коллективная работа 3.4. «Городские улицы» 4 Работа с бумагой Формы аттестации / контроля Количество часов Всего Теория Практика 1 1 0 21 7 14 Самоконтроль Выбор лучшей поделки 2 2 2 0 0 0 2 2 2 Анализ работ Анализ работ Анализ работ 3 1 2 2 3 1 1 1 2 4 2 2 3 14 2 4 1 10 3 1 2 3 1 2 4 1 3 4 1 3 14 4 10 3 3 4 1 1 1 2 2 3 4 1 3 22 8 14 2 Взаимоанализ работы Анализ работ Презентация работ Презентация работ Взаимоанализ работ Анализ работы Презентация работы Самоанализ Анализ работ Анализ работ Презентация работы Выставка работ «Цирковые животные. Собака. 4.1. медведь» Коллективная работа «Арена. 4.2. Цирк» Изготовление игрушек для сказки: лиса, медведь, заяц, 4.3. петух, волк Рассказывание сказки. Обыгрывание сказки. Показ 4.4. сказки. Теневой театр Изготовление объемной 4.5. работы «Цветы в вазе» 3 1 2 Анализ работ 3 1 2 3 1 2 Анализ работ Выбор лучшего исполнителя игрушек 4 2 2 Презентация сказки 3 1 2 4.6. Обрывная аппликация 3 1 2 4.7. Многослойная аппликация 5 Работа с тканью и нитью Виды тканей. Вырезание из 5.1. ткани по трафарету Коллективная работа 5.2. «Весенний ковер» Обучение шву вперед иголку. 5.3. Работа «Стежки» Коллективная работа 5.4. изготовление панно из ниток Обучение детей пришиванию пуговиц. Работа «Космос» из 5.5. пуговиц 5.6. Знакомство с ткацким станком Изготовление ковра на 5.7. ткацком станке 6 Работа с соленым тестом Лепка по замыслу. Знакомство 6.1. с материалом 3 25 1 8 2 17 3 1 2 3 1 2 Анализ работ Взаимоанализ работ 3 1 2 Выставка 3 1 2 Анализ работ 2 3 1 1 1 2 Выставка 8 22 2 7 6 15 5 2 3 6.2. Раскрашивание готовых работ 6.3. Поделка «Кактус в горшке» 6.4. Поделка «Рыбки в аквариуме» 3 3 3 1 1 1 2 2 2 6.5. Поделка «Чаепитие» Изготовление работы 6.6. «Бабочка» 4 1 3 4 1 3 1 120 1 40 0 80 7 Итоговое занятие Итого 3 Анализ работ Взаимоанализ работ Взаимоанализ работ Взаимоанализ работ Взаимоанализ работ Анализ работ Анализ работ Взаимоанализ работ Анализ работ Выставка работ. Конкурс на лучшую поделку Содержание учебного (тематического) плана 1. Работа с природным материалом 1.1. Поделка «Ежик» Теория. Знакомство детей с природным материалом, что относится к природному материалу. Что можно изготовить из природного материала. Экскурсия детей в парк, сбор природного материала. Виды деревьев. Практика. Изготовление поделок из природного материала используя разные способы соединений. 1.2. Поделка «Стрекоза» Теория. Способы работы с природным материалом Практика. Изготовление работы. Применение разного материала 1.3. Поделка «Бабочка» Теория. Определение материала по способу изготовления и возможности Практика. Изготовление работы, применение разных материалов и технологий. Использование нестандартных материалов 1.4. Коллективная работа «Гуси-лебеди» Теория. Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице; совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии); создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и природного материала. Практика. Показать опыт работы с бумагой и природным материалом, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой и природным материалом 1.5. Коллективная работа «Подсолнух» Теория. Научить детей изготавливать подсолнухи, используя в одном рисунке разные способы изображения для создания выразительного образа. 4 Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами. Практика. Изготовление поделки по образцу 1.6. Поделка «Старик-лесовик» Теория. Раскрыть значимость природы в жизни человека; обогащение знаний о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. Практика. Изготовление поделки «Старик лесовик» из природного материала 1.7. Коллективная работа «В осеннем лесу» Теория. Формирование желания беречь и охранять окружающую среду, а также нормы поведения в природе. Практика. Изготовление поделок из природного материала используя разные способы соединений. Создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции. Изготовление коллективной работы. 1.8. Развлечение «В гостях у осени» Теория. Обучение детей взаимодействию. Раскрыть умение работать в команде. Прививать навыки творческого замысла в украшении, использовать нетрадиционные материала в украшении и костюмах. Практика. Украшение сцены природным материалом, создание костюмов с помощью природных материалов. Разработка сценария, проведение праздника. 2. Работа с крашеным пшеном 2.1. Коллективная работа «Птица на ветке» Теория. Познакомить ребят как покрасить пшено и приготовить его к работе. В первую очередь нужно подготовить рисунок, который будет заполняться крупой. Рисунок должен быть с крупными деталями, чтобы с ним было удобно работать. Практика. Учить ребят выкладывать узор из крашеного пшена, развивать у детей мелкую моторику. Изготовление коллективных работ из крашеного пшена. 5 2.2. Коллективная работа «Котенок» Теория. Продолжать знакомство окрашивания пшена. Практика. Изготовление работы из крашеного пшена по образцу и по замыслу. 2.3. Коллективная работа «Щенята» Теория. Работа с крашеным зерном. Выкладывание по образцу, смешивание зерна Практика. Изготовление работы по образцу 2.4. Коллективная работа «Городецкие мотивы» Теория. Знакомство детей с городецкой росписью, городецкими мотивами. Просмотр видео сюжетов. Подбор зерна. Окрашивание Практика. Изготовление работы по замыслу на тему городецких мотивов 3 Работа с бросовым материалом 3.1. Конструирование из спичечных коробок «Жираф» Теория. Познакомить ребят с бросовым материалом, объяснить, что к нему относится. Некоторым ненужным предметам: коробкам из-под спичек, коробкам побольше, бутылкам можно дать вторую жизнь. Практика. Учить ребят правильно обклеивать коробки цветной бумагой и собирать из них различных диких животных. 3.2. Конструирование «Автобус» Теория. Познакомить с элементами конструирования машин Практика. Выполнение работы, подбор материала, конструирование 3.3. Конструирование «Дома» Теория. Познакомить ребят с конструированием домов разной величины Практика. Изготовление домов из бросового материала 6 3.4. Коллективная работа «Городские улицы» Теория. Дать возможность выразить себя. Обучение необходимым навыкам работы с бросовым материалом. Учить правильно соотносить материал и поделку Практика. Создание объемной работы улиц родного города. Применение работам из бросового материала в практическое и обучающее пособие 4 Работа с бумагой 4.1. «Цирковые животные. Собака. медведь» Теория. Познакомить ребят с видами бумаги. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она дает большой простор для фантазии детей. Где производится и используется бумага. Практика. Диапазон возможностей бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства. Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. 4.2. Коллективная работа «Арена. Цирк» Теория. Учить применить различные виды бумаги на практике Практика. Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу. Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров и украшений к праздникам. Формирование умения использовать образец. 4.3. Изготовление игрушек для сказки: лиса, медведь, заяц, петух, волк Теория. Повторение и выбор сказки, определение героев сказки. Создание макетов животных Практика. Формирование умения использовать образец. Создание животных по образцу, по замыслу, разными способами. Складывание, вырезание 7 4.4. Рассказывание сказки. Обыгрывание сказки. Показ сказки. Теневой театр Теория. Знакомство с разным видом театра, разными возможностями представлять театрализованные представления. Практика. Создание образов и героев сказки. Обыгрывание сказки с объемными героями и героями для теневого театра. 4.5. Изготовление объемной работы «Цветы в вазе» Теория. Познакомить ребят с объемными техниками работы с бумагой. Практика. Создание объемной работы по образцу 4.6. Обрывная аппликация Теория. Знакомить с разными видами обрывания бумаги Практика. Изготовление работы по образцу. Аппликация по замыслу 4.7. Многослойная аппликация Теория. Познакомить ребят с видами многослойной аппликации Практика. Изготовление работ по замыслу 5. Работа с тканью и нитью 5.1. Виды тканей. Вырезание из ткани по трафарету Теория. Познакомить ребят с разнообразием тканей. Рассмотреть ткани и рассказать из них шьют. Поиграть в дидактическую игру «Ателье». Практика. Обучать вырезать ткань по трафарету 5.2. Коллективная работа «Весенний ковер» Теория. Знакомить детей с умением приклеивать нить к бумаге и ткани Практика. Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. 5.3. Обучение шву вперед иголку. Работа «Стежки» Теория. Познакомить ребят с работами и швами 8 Практика. Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой». 5.4. Коллективная работа изготовление панно из ниток Теория. Познакомить ребят с разнообразием возможностей использования различных ниток, применение их в практической деятельности Практика. Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. 5.5. Обучение детей пришиванию пуговиц. Работа «Космос» из пуговиц Теория. Обучать детей пришивать пуговицы и создавать панно Практика. Обучать пришивать пуговицу; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой». 5.6. Знакомство с ткацким станком Теория. Познакомить ребят с ткацким станком, его строением, возможностями Практика. Обучать детей работе на ткацком станке 5.7. Изготовление ковра на ткацком станке Теория. Продолжение знакомства с ткацким станком, его строением, возможностями Практика. Создание ковра на ткацком станке 6. Работа с соленым тестом 6.1. Лепка по замыслу. Знакомство с материалом Теория. Познакомить ребят с работами, которые изготовлены из соленого теста, рассказать из каких ингредиентов готовится соленое тесто. Практика. Изготовление работ по замыслу с использованием соленого теста 6.2. Раскрашивание готовых работ 9 Теория. Познакомить ребят с возможностями окрашивания соленого теста Практика. Изготовление коллективных работ из соленого теста. Раскрашивание поделок 6.3. Поделка «Кактус в горшке» Теория. Создание работ по трафарету. Учить использовать различные инструменты при лепке Практика. Изготовление работы по образцу, применяя различные инструменты 6.4. Поделка «Рыбки в аквариуме» Теория. Создание работ по трафарету. Учить использовать различные инструменты при лепке, техники и технологии Практика. Изготовление работы различными техниками 6.5. Поделка «Чаепитие» Теория. Обсудить использование посуды при чаепитии, рассматривание сюжетов по теме, беседа, дидактическая игра «Изготовление посуды» Практика. Изготовление коллективной работы. Обыгрывание ситуаций чаепития 6.6. Изготовление работы «Бабочка» Теория. Анализ проделанной работы, обсуждение новых умений и знаний Практика. Изготовление работы по замыслу, используя все новые приемы и знания. Подготовка к выставке работ. 10