УТВЕРЖДЕНО Заведующий МАДОУ №38 «Теремок» ___________________М.Ю. Чадова Приказ №144 от 23.08.2022 года ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ МАДОУ №38 «ТЕРЕМОК» «Дошкольник в мире профессий» Содержание Введение 3 Пояснительная записка 5 Характеристика Программы 6 Принципы Программы 8 Формы, методы и режим деятельности 9 Ожидаемые результаты программы 11 Основные пути реализации данной Программы 12 Перспективное планирование работы с детьми Конспекты занятий Комплекс игр Литература Приложение Человек славен трудом – гласит народная пословица. Важен труд каждого человека, а значит и каждого из нас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу. «Дошкольник в мире профессий» Введение. Представленная в пособии программа разработана на основе проекта «Воспитывать технаря с детства». Представленные в пособии комплексы игр, конспекты занятий, помогут педагогам ДОО организовать и систематизировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к деятельности взрослых, расширению знаний о мире рабочих профессий. Методическое пособие предназначено для старших воспитателей, воспитателей ДОО, педагогов дополнительного образования и родителей детей старшего дошкольного возраста. Период от рождения до школы является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребенка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний умений и развития познавательных интересов человека. Педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников с рабочими профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Проведенные нами беседы с детьми, анкетирование родителей выявили тот факт, что родители в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование значимости рабочих специальностей. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ДОО, привести ее в соответствие с требованиями времени. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с рабочими специальностями, формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей этих профессий, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы программы. Пояснительная записка к программе. Программа разработана для решения проблемы раннего профессионального просвещения в детском саду. В рамках проекта «Воспитывать технаря с детства» предполагалось сосредоточиться не столько на профессиональной ориентации, сколько на формировании положительного отношения воспитанников детского сада по отношению к людям труда, к профессиям промышленного производства, к ручному и общественно-полезному труду. Профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Цель детской профориентации в дошкольном образовании - расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Именно в дошкольном возрасте начинается первый этап становления профессионального самоопределения, который заключается в развитии конкретно-наглядных представлений о мире профессий, создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретениям начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Задача современного педагога – наглядно показать детям как трансформируется мир профессий, как развивается научная мысль и осуществляется технический прогресс в обществе. Зачастую, традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней и зародить мечту попробовать свои силы в человеческой деятельности. В МАДОУ в качестве основного средства реализации задачи профессиональной ориентации выступает проектная деятельность. Разработан проект «Воспитывать технаря с детства», объединяющий усилия по ознакомлению детей с содержанием профессий для мальчиков и девочек, формированию мотивации к их освоению. Старшая и подготовительная группа изучает самостоятельно выбранную профессию. Реализация проекта предполагает привлечение социальных партнеров, при этом главная задача в данной работе - это формирование потребности (желания) участвовать в добровольческой деятельности и общественной жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с детьми. Данная программа направлена на формирование у дошкольников определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствующих раннему профессиональному просвещению. Характеристика Программы: Развивающая, профориентационная т.е. направленная на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста через инновационные технологии совместного творчества в системе дети-педагогисоциальные партнеры. Сроки реализации Программы: Один год. Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 6-7 лет. Участники программы: Коллектив детского сада, воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители), социальные партнеры. Социальная, научная и практическая значимость Программы: Заложить основу по раннему профессиональному просвещению дошкольников на технические профессии. Новизна Программы: Не существует методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов по раннему профессиональному просвещению воспитанников по отношению к людям труда, к профессиям промышленного производства. Разработать систему мероприятий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых. Цель программы по ознакомлению детей с содержанием профессий: — Расширение и систематизация знаний детей о мире профессий в процессе совместной и самостоятельной деятельности; — Накопление у детей социального опыта; — Формирование реалистичных представлений о профессиях; — Ранняя профессиональная ориентация детей. Данный проект проводится в рамках годового планирования детского сада, проект реализуется группами старшего возраста и включает в себя ряд общих мероприятий. Задачи программы: Познакомить воспитанников с историей развития профессий и ее ролью в современном обществе. Формировать систему знаний детей о видах технических специальностей и разнообразии рабочих профессий, элементарных представлениях общественной значимости той или иной профессии. Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний об инженерии и становлению устойчивого интереса к профессиям. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий. Расширение и активизация словаря по теме мероприятия; Обогащение сюжетно-ролевых игр детей; Тематический план для детей 6-7 лет. Реализация задач сопровождается предварительной работой с дошкольниками в группе по каждой выбранной профессии: 1. Ознакомление с профессией – в течении месяца. 2. Практикоориентированные мероприятия (тематические экскурсии, мастер-классы) – 1 раз в месяц. 3. Продуктивное творчество на занятиях и в свободной деятельности – в течении месяца 4. Обновление предметно-пространственной среды: создание в группе уголка профессий. Программа по раннему профессиональному просвещению дошкольников строится с учетом следующих принципов: 1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. 3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). 5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры). 6. Принцип соответствия. Принцип соответствия формы организации деятельности в данной программе соответствует ведущему виду деятельности ребёнка- дошкольника - игровому. Каждый вид деятельности включает динамические паузы, проведение физкультминутки. 7. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. 8. Принцип регионального компонента, направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. Формы, методы и режим деятельности работы с детьми по раннему профессиональному просвещению: Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В основу программы положена организационно-содержательная модель ранней профессиональной просвещенности дошкольников. педагоги совместная деятельность взрослых с детьми формы организации педагогического процесса самостоятельная деятельность детей родители социальные партнеры игровая продуктивная Программа представляет собой цикл из совместных видов деятельности в течении одного месяца, 1 раз в неделю как часть непосредственно-образовательной деятельности, каждая из которых состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач и самостоятельных видов деятельности. Все виды деятельности проводятся в рамках учебного плана, программы и в различных разделах деятельности детей. Форма реализации программы: Для реализации программы на базе МКДОУ «Детский сад № 5» мы выбрали следующие формы работы с детьми: сюжетно - ролевые, дидактические игры тематические занятия игры - викторины о профессиях просмотр развивающих мультфильмов проектная деятельность создание музея профессий прогулки экскурсии индивидуальная работа встречи с интересными людьми ознакомление с художественной литературой, с окружающим, развитие речи конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала аппликации и рисование беседы музыкальные и спортивные развлечения и др. Работа с родителями – участников программы включает в себя: анкетирование Просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу. Работа с социальными партнерами предусматривает: экскурсии, организованные в инновационной форме встречи с интересными людьми интеллектуальные конкурсы Основными формами реализации проекта при сетевом взаимодействии стали знакомые всем формы из практики работы с дошкольниками экскурсии, организованные в инновационной форме встречи с интересными людьми интеллектуальные конкурсы. Ожидаемые результаты: Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости. Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых, познавательная активность, интерес к профессиям взрослых. Позиционирование себя в различных профессиях. Сориентировать родителей на значимость технических специальностей в реальных социальных условиях. Расширение и обогащение словарного запаса детей. Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно – ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды (создание уголка профессии). Взаимодействие детского сада с социальными партнерами. Примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-развивающей среды Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк». Конструктор. Куклы крупные и средние (девочки и мальчики). Кукольные коляски, соразмерные куклам. Комплект постельных принадлежностей для кукол. Кукольные стол, стул, кровать, диванчик. Кукольные кухонный шкафчик и плита. Набор чайной посуды. Набор кухонной посуды. Набор продуктов (объѐмные муляжи). Весы. Касса. Игрушечные деньги. Сумки, корзины, рюкзачки. Белая шапочка, белая косынка, белый халат. Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен). Светофор. Гараж. Руль автомобильный. Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная). Полицейский набор. Набор «Железная дорога». Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета). Фуражка / бескозырка. Штурвал на подставке. Бинокль (подзорная труба). Машины общественного транспорта. Машины – строительная техника. Каска строительная. Набор инструментов. Домашние и дикие животные и птицы. Телефон. Набор бытовой техники. Набор музыкальных инструментов. Примеры скороговорок о содержании труда 1. Петр в печке пек печенье, Да перепек всю выпечку. 2. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку. 3. Рубили дроворубы Сыры дубы на срубы. 4. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор. 5. Ткет ткач ткани на платье Тане. 6. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. 7. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. 8. Петя пилил пилой пень. 9. Сшит колпак, да не по-колпаковски, Кован колокол, да не по-колоколовски, Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Примеры считалок с упоминанием профессиональной деятельности На дрожжах поставим тесто, Потеплей поищем место, Тесто, тесто, подходи! Пекарь, пекарь, выходи! Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен. Кочерыжка, выйди вон! Раз, два, три, четыре, пять, Нам ракеты запускать. Кто к отлету опоздал, Тот в ракету не попал. Чтоб лететь нам на планету. Смастерили мы ракету. Раз, два, три, Полетишь сегодня ты! Мы сейчас уху варили, Посолить уху забыли. Не солены караси. Сбегай, соли принеси! Шерсть чесать - рука болит, Письмо писать - рука болит, Воду носить - рука болит, Кашу варить - рука болит, А каша готова - рука здорова. Примеры пословиц и поговорок о работе и труде 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) Человек трудом велик. Кто любит труд, того люди чтут. Без дела жить – только небо коптить. За один раз дерево не срубишь. Всяк годится, да не на всякое дело. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Баловством хлеба не добудешь. С разговоров сыт не будешь. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Муравей не велик, а горы копает. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Пчѐлка маленькая, а и та работает. У плохого мастера и пила плохая. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся Примерные конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе: «Воспитывать человека труда с дошкольной ступени». Конспект занятия беседы с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с профессией электрик». Цель: Познакомить детей с профессией электрик, с некоторыми профессиональнымидействиями, с его профессиональным оборудованием. Задачи: Дать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека. Пополнять словарный запас по теме. Расширить кругозор детей. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Воспитывать уважение к людям разных профессий и своим родителям. Оборудование: Мультимедийная система, картинки с изображением разных профессий, одежды, головных уборов, рабочих инструментов, лист бумаги, клей, конверт, ручка. Предварительная работа: Беседа об электричестве и электрических приборах. Рассматривание наглядно-дидактического материала по темам: «Электричество» и «Бытовая техника». Ход занятия: 1. Организационный момент. Педагог в групповой комнате просит занять места, расставив стульчики полукругом перед мультимедийной системой. 2. Беседа. - Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями людей. - Для чего мы это делаем? Зачем это нам нужно? (ответы детей) - Сегодня мы поговорим об очень важной в жизни каждого человека профессии, а о какой мы с вами подумаем после просмотра видеопослания, которое пришло к нам в детский сад. Просмотр презентации, в которой герои сказки просят ребят о помощи. - Ребята, у вас было когда-нибудь такое, чтобы дома не было электричества? Какие трудности появляются из-за этого? (ответы детей: нельзя включить свет, посмотреть телевизор, темно, не работают электроприборы и т.д.) - Как вы думаете, почему электричество перестало работать? (ответы детей: порвались провода, короткое замыкание) - Интересно, если произошла поломка электроприборов или пропало электричество, или произошло короткое замыкание человека какой профессии нужно пригласить? (ответы детей) - Правильно, для того, чтобы устранить поломку, связанную с электричеством, вызывают электрика. Но как же нам ответ передать своим друзьям из сказки? Ребята, а давайте напишем им послание. И даже не напишем, а создадим. Для этого, возьмем лист бумаги и наклеим на лист все, что связанно с профессией электрик. 3. Дидактические игры. Дидактическая игра: «Найди электрика». На столе лежат картинки с изображением разных профессий. Нужно найти картинку с изображением нужной профессии. - Ребята, посмотрите внимательно, люди каких профессий здесь изображены? А, вы знаете, как выглядит электрик? Я вам сейчас расскажу. Электрик следит за тем, чтоб в каждом доме было электричество, чтобы оно исправно работало: в каждом доме показывал телевизор, работали все электрические приборы, горели лампочки. Электрики не только в домах выполняют свою работу. На улице протягивают провода на столбах и развешивают фонари для освещения наших улиц. Давайте с вами попробуем отыскать нужную для вас картинку. - Молодцы! Сейчас мы наклеим нашу картинку на наше послание. Дидактическая игра: «Одежда для электрика». На столе лежат картинки с изображением разной одеждой (белый халат, фартуки, платья, разные головные уборы). Нужно найти картинку с изображением нужной одежды, головной убор для работы электрика. - Ребята, электрика мы с вами нашли, давайте ему еще и рабочую форму подберем. А может электрик работать без специальной одежды? Почему? (ответы детей) - Конечно, электрику необходимо специальная одежда. Спецовка защищает от пыли и грязи. Конечно же, каска оранжевого цвета. Она служит для безопасности и защищает голову электрика от каких-либо ударов. Еще электрику необходим монтажный пояс. А для чего он нужен? (ответы детей) - Ребята наклеивают нужные картинки, а мы с вами посмотрим, правильно они выбрали, или быть может, кто-то ошибся? Посмотрите, для электрика мы приклеиваем специальную одежду которая как называется? (ответы детей: спецовка) - Давайте наклеим наши картинки на наше послание - Посмотрите, ребята, одежду мы подобрали, что же еще необходимо электрику для работы? (ответы детей: инструменты) - Правильно, инструменты. Давайте, с вами выберем приборы, необходимые для работы электрику, но сначала немножко отдохнем и поиграем в игру: «Ток бежит по проводам». 4. Физкультминутка: Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам.Чтоб работали приборы: Холодильник, мониторы, Кофемолка, пылесос, Ток энергию принес. Дидактическая игра: «Какие инструменты нужны для работы электрику?» На столе лежат картинки с изображением разного рабочего инвентаря ( пассатижи, расческа, весы, ткань и т.д.). Нужно найти картинку с изображением нужного инструмента для работы электрика. - Ребята, давайте найдем и приклеим инструменты, необходимые для работы с электричеством. Вы мне показывайте инструмент, а я вам расскажу для чего он необходим. - Индикаторная отвертка – у нее есть специальная лампочка, с помощью которой можно проверить есть электричество или нет. Если лампочка загорается, значит, есть электричество, если лампочка не загорается, электричества нет. - Пассатижи – нужны для захвата деталей, перекусывание проводов. Пассатижи имеют ручки, покрытые изоляцией, и поэтому могут использоваться при работе с электричеством. - Изолента – нужна для обмотки проводов. - Монтажный нож – тоже необходим для работы. Он помогает в основном при разделке и обрезании проводов, зачистке контактов и во многих других случаях. Нож имеет изолированную ручку. - Вот, кажется, и собрали мы свое послание. А как вы думаете, профессия электрик опасная или нет? Почему? (ответы детей: работа с током) - Мы с вами сегодня узнали, что электричество – не шутка, и поэтому нужно помнить всегда правила безопасности при работе с электричеством, знать, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды. Я вам сейчас буду показывать карточки – схемы, а вы мне будите говорить правила. Правила безопасности: Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками. Пользуйся только исправленными электроприборами. Не оставляй их включенными без присмотра. Не играй с розетками. Уходя из дома, гаси свет и выключай электроприборы. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. - Теперь наше послание готово! Осталось положить в конверт и подписать и отнести на почту. Педагог подписывает конверт: Куда: сказочная страна. Кому: героям сказки «Красавица и чудовище». 5. Итог. - Вот какие мы молодцы! Помогли героям найти нужного человека. - Ребята, с какой профессией мы сегодня познакомились? - Что мы узнали нового о работе электрика? - Может быт, кто-то уже сейчас захотел стать электриками? А вы можете сейчас работать электриками? Почему? (Ответы детей) - Молодцы! На этом наше занятие заканчивается. До новых встреч. Конспект занятия НОД с детьми старшей группы на тему: «Профессия - доктор для машин». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности: познавательная, речевая, игровая, коммуникативная, трудовая (уважение к труду взрослых). Цель: Познакомить с трудом автомеханика Задачи: • Способствовать формированию представления о развитию самостоятельности мышления и выбора • Побуждать интерес к профессии автомеханика • Воспитывать уважение к людям разных профессий. профессии автомеханика, Предварительная работа: Чтение художественной литературы о профессиях, сюжетно-ролевые игры « СТО», «Транспорт» и др., рассматривание иллюстраций, беседы о профессиях родителей. Материал: Пособие «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии», стихотворения о различных профессиях, две куклы в костюмах Винтика и Шпунтика из книги Н.Н.Носова «Незнайка», раскраски «Профессии». Ход: 1. Организационный момент. Педагог: Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда они идутпотом? (Ответы детей)Правильно, почти все они идут на работу. А почему взрослые должны работать? (Ответы детей) Давайте поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? Профессия – этотруд, которому человек посвящает свою жизнь. Какие вы знаете профессии? (Ответы детей)Профессий очень много! Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы – атрибуты. Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. 2. Основная часть Сегодня мы с вами познакомимся с профессией – автомеханик, с атрибутами для егоработы. Но сначала давайте поиграем в игру. Сейчас я вам буду показывать картинки, на которых изображены атрибуты, относящиеся к определённым профессиям, а вы должны назвать, кому они нужны для работы. Игра. «Кому что нужно? » Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий. Учителю - указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д. Ребята, расскажите, кем работают ваши родители. (Ответы детей.) А кем бы вы хотели стать в будущем? (Ответы детей.) Ребята, посмотрите, кажется к нам гости. Педагог достает куклы Винтика и Шпунтик. Ребята, так это же мастера из Цветочного города Винтик и Шпунтик, которые живут вместе с Незнайкой и другими коротышками в Цветочном городе. Как писал о них Николай Николаевич Носов, это были два очень изобретательных и беспокойных ума. Главные механики, плотники, слесари и т. п. Цветочного города. Мастера на все руки. Неразлучны, как и положено братьям. Винтик: здравствуйте, ребята. Мой брат когда вырастет хочет стать автомехаником. А вы знаете, что о хороших работниках говорят «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и всё сделают хорошо. Любой труд нужен и почётен. Каждый должен добросовестно трудиться на своём месте. Представьте себе: портной недобросовестно сшил куртку, а через неделю все швы на ней разошлись; парикмахер сделал клиенту плохую стрижку, а он расстроился, у клиента испортилось настроение. Шпунтик: Я знаю, что для того чтобы овладеть какой-то профессией, нужно учиться. Сначала я пойду учиться в школу, а затем поступлю в колледж или институт, где будут обучать профессии. В институт может поступить только тот, кто хорошо учится. Поэтому тот, кто хочет получить хорошее образование и заниматься любимым делом, должен приложить немало усилий. Поэтому, желаю вам в будущем найти себе профессию по душе, чтобы она приносила вам радость, а другим людям – пользу. А теперь давайте с нами поиграем. 3. Физкультминутка. «За дровами мы идём» За дровами мы идём и пилу с собойнесём. Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно. Чтобы печку протопить, много надо Ходьба Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков напилить. Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки. А теперь их соберём и в сарайчикотнесём. После тяжкого труда надо посидеть всегда Дети делают движения, словно колют дрова. Наклоны Дети садятся Педагог: Шпунтик, расскажи ребятам, почему ты хочешь стать автомехаником? Игрушка Шпунтик: Профессия автомеханика была и остается востребованной. Всевозможных движущихся технических средств становится все больше. Любомумеханизму всегда требуется надлежащий уход. А это могут осуществить хорошо обученные и квалифицированные рабочие. Автомеханик - это человек, который производит как обслуживание транспортных средств, так и их последующий ремонт. Именно этот специалист следит за техническим состоянием разных видов автотранспортной техники. Для работы автомеханика необходимы приборы и сложное оборудование, при помощи которых любого рода дефекты диагностируются и устраняются. Винтик: А я знаю, что работа автомеханика заключается в следующем: предварительный осмотр и полное диагностирование; выполнение качественного технического обслуживания машины; устранение неполадок в агрегатах и узлах автотранспортного средства. Качественно выполненная работа автомеханика может значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций, тем самым позволяя гарантировать безопасность водителя и его пассажиров. Педагог: Как много вы знаете о профессии автомеханик. Наши ребята тоже много знают о других профессиях. Ребята, давайте расскажем нашим гостям той профессии, которая вам больше всего нравится. А поможет вам схема описательного рассказа. Дети описывают профессии людей по опорной схеме и плану. Использование пособия «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии». • Что это за профессия? • Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую? • Какие инструменты нужны людям этой профессии? (Атрибуты профессии). • Это какая профессия – мужская, женская или общая? • С кем или чем работают люди этой профессии? • Что делают люди этой профессии? Шпунтик: Спасибо, ребята за рассказ. Мы с братом узнали много интересного. Асейчас нам пора возвращаться в Цветочный город. До свидания. 4. Итог. Педагог: Давайте с вами вспомним, о какой профессии рассказали нам братья изЦветочного города? А можем мы прожить без автомехаников? Что произойдет, если исчезнут все автомеханики? Вы сегодня назвали много профессий. Ещё об одной нам рассказали наши гости.Чтобы всех запомнить, мы разукрасим картинки с профессиями. Творческое задание «Раскрась героя». Дети раскрашивают картинки с людьмиразных профессий. В конце занятия дети показывают друг другу картинки. Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в профессии прошлого». Цель: Познакомить детей с профессиями прошлого. Задачи: Познакомить с профессиями прошлого и настоящего, продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда Развитие речи, памяти, внимания, наблюдательности, умение аргументировать свои высказывания Расширить кругозор детей Воспитание любознательности, интереса к людям разных профессий Оборудование: мультимедийная система, людей разных профессий. магнитофон, картинки с изображением Методические приемы: игровая ситуация, использование иллюстраций, тематическая физкультминутка, анализ, подведение итогов. 1. Организационный момент. Приветствие в кругу. Встанем мы в кружочек дружно (шагают на месте) Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» (повернуться к соседу) Улыбнись скорей в ответ Здравствуй, правая рука! (вытянуть правую руку вперед) Здравствуй, левая рука! (вытянуть левую руку вперед) Здравствуй, друг, здравствуй, друг! (пожать руку соседу справа – слева) Здравствуй, весь наш дружный круг! (вытянуть руки вперед) 2. Основная часть. Введение в тему. Ребята, подойдите все к столу. Что вы здесь видите? (ответы детей - люди разных профессий). Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычный мир – мир профессий. Садитесь все тихонечко на стульчики (полукругом) В этом мире живут не просто люди, а представители очень интересных профессий. А как вы думаете, что такое профессия? (ответы детей) Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна длядругих людей. Профессии надо специально обучаться. Звучит музыка «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… (Музыка выключается) … В старину профессий было мало, и все они вместе могли поместиться на одномкрыльце. На Руси более 600 лет были вот такие профессии: Презентация и беседа о профессиях прошлого Эта профессия называлась - цирюльник Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? Цирюльник – это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром, а иногда и выполнял обязанности врачей. Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ответ детей парикмахер) Чем занимается парикмахер сейчас? (ответ детей стрижкой, укладкой волос, бритьем, маникюром) Эта профессия называлась- лекарь. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (ответ детей) Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек обладал способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ответ детей врач) Чем занимается врач сейчас? (ответ детей лечением людей) Каких врачей вы знаете? Это какой врач? Что он лечит? (ответ детей ответы детей) Ещё была профессия – животник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (ответ детей) Животник– это человек, который занимался лечением животных, а также осуществлял санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ответ детей ветеринар) Чем занимается ветеринар сейчас? (ответ детей лечением животных) А еще в давние времена существовали профессии, которых сейчас уже нет: Человек-будильник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (ответ детей) Конечно, человек этой профессии будил людей на работу. А будил он с помощьюдлинных палок, которыми он стучал в окна. Крысоловы. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (ответ детей) Люди, которые ловили крыс и тем самым спасали целые города от опасных инфекций. Молочник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? Человек, (ответ детей) который разносил по домам молоко. Фонарщик. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (ответ детей) Люди, которые выходили на улицы и с наступлением сумерек зажигали фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке, ведь тогда не было электричества. 1. Физминутка. А теперь давайте немного отдохнем и споем: «Песенку о мастерах». Один глупый лесоруб Знаете такого? Захотел себе тулуп Сделать без портного. Положил он свой топор Далеко на полку И не может до сих пор Нитку вдеть в иголку! (шагают на месте) (руки разводить в правую – левую сторону) (правую – левую ногу в сторону, (шагают на месте) (шаг влево – хлопок, шаг вправо - хлопок) (шагают на месте) (шагают на месте) 2. Дидактическая игра: Дети подходят к столам, на которых лежат картинки – помощники. Раньше не только профессии были другие, но и помощники – бытовые приборы. Я вам предлагаю поиграть в игру: «Что было и что стало». У вас на столах лежат карточки с изображением бытовых приборов. Возьмите любую картинку и попробуйте найти, как выглядел этот предмет в прошлом. Веник - пылесос Таз – стиральная машинаРадио – магнитофон Свеча – лампочка Печка – духовка Утюг на углях - электрический утюг Пленочные фотоаппарат – современный фотоаппарат Советские телевизоры – телевизоры нового поколения 5. Заключительная часть. - Молодцы, все правильно сделали. Ребята, о каких профессиях мы сегодня узнали?Что делали, люди этих профессий? (ответы детей) Какая профессия самая главная? (ответы детей все профессии одинаково важны нужны). На этом наше путешествие в прошлое завершается. До новых встреч. Конспект НОД в старшей группе на тему « Волшебник - машиностроитель». Программное содержание: • Закрепить знания детей о профессиях, об орудиях труда, уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Познакомить с профессией – машиностроитель. • Развивать у детей мышление, воображение и интерес к разным профессиям. • Воспитывать заботливое отношение к труду взрослых. Предварительная работа: Беседа о профессиях с рассматриванием плаката и альбома; настольная игра «Кому что нужно»; сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Оборудование: Предметные картинки (врач, повар, и т. д.); загадки о профессиях, мультимедийная система, картинки с изображением : корабли, чайник, санки, подводные лодки, оружие, автомобили, медицинские приборы, часы, мяч, разрезные картинки с изображение подводной лодки и корабля. Ход непосредственно образовательной деятельности: 1. Организационный момент. Педагог: Здравствуйте, ребята! У всех сегодня хорошее настроение? Давайте друг другу подарим свое настроение. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Молодцы! А теперь все спокойно садитесь и слушайте. По дороге в детский сад почтальон передал мне вот такой красивый конверт. Этот конверт нам прислали из города профессий. Хотите узнать, что в нём? Давайте посмотрим. Жители этого города прислали нам много загадок, просили отгадать их, попробуем? *** Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой, Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (Дворник) *** Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, Пропишет пилюли и витамины. (Врач) *** Мы работаем бригадой, Нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо, Чтоб построить новый дом. (Строители) *** Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (Повар) *** Феном, щеткой и расческой Ловко сделает прическу. (Парикмахер) Педагог: Молодцы! Все загадки отгадали. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать? (ответ детей: о профессиях)Педагог: Да, именно о профессиях. А что такое профессия? (ответы детей) Профессия – это труд. А для чего профессии нужны людям? (ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о профессии - машиностроитель. 2. Основная часть. Педагог: А для этого мы с вами отправимся в путешествие по «Городу профессий», чтобы ещё больше узнать о профессии машиностроитель. Воспитатель: А на чём мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаетезагадку Что за чудо- едет дом! И людей так много в нёмНосит обувь из резины И питается бензином! (автобус) - Правильно. Мы поедем на автобусе. Садимся на стульчики, заранее расставленные как в автобусе.Ребята, а из чего состоит автобус? (ответы детей) Правильно: Автобус состоит из: колес, сидений, множества простых и сложных деталей и соединений. Автобус является продукцией машиностроения. Педагог: Вот мы с вами приехали на остановку: «Продукция машиностроения». Дети подходят к столу. На столе лежат разные картинки: корабли, чайник, санки, подводные лодки, оружие, автомобили, медицинские приборы, часы. Ребята давайте подумаем, что объединяет все эти картинки? (ответы детей)Правильно, все они состоят из простых или сложных деталей и соединений. Некоторыми мы пользуемся с вами в повседневной жизни. Все они являются продукцией машиностроения. А хотите знать, кто такой этот волшебник, который умеет все это делать? (ответы детей) Тогда, занимайте свои места в автобусе, и мы отправляемся дальше. Следующаяостановка: «Машиностроитель». Презентация: «Машиностроитель». Мы с вами уже знаем, что все предметы состоят из множества деталей. Для изготовления этих деталей сегодня требуются специалисты, разбирающиеся в традиционных и высоких технологиях. Эти знания дает специальность «Технология машиностроения». Она для тех, кто стремится научиться, что-то делать своими руками, управлять современными станками и сложными машинами, выполнять чертежи на компьютере, точить детали на станке, организовать свое дело. Что же делает специалист? Раньше люди выполняли рутинные конструкторские операции, разрабатывали чертежи и технологические карты. В современном производстве труд технолога машиностроения изменился. Распространение автоматизированного оборудования, управляемого от компьютера, появление систем автоматизированного проектирования и управления производством практически на всех машиностроительных предприятиях привели к тому, что специалист, который помогает создавать новую технику, опирается на компьютерные технологии. Люди сегодня выполняют чертежи на компьютере, делают виртуальное изготовление детали, имеют её точное изображение на компьютере ещё до начала изготовления на станке, анализируют качество, и если надо устраняют возможные сбои в производственной цепочке. Немножко узнали о машиностроителе, давайте продолжим наш путь. Проходите в автобус. Следующая остановка: «Спортивный комплекс». 3. Физкультминутка: «Профессии и инструменты» Раз, два, три, четыре, пять Хлопаем руками. За дровами мы идем И пилу с собой несём Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (ходьба). (делают движения, повторяющие движения пильщиков) («колют дрова») (наклоны) (садятся за столы) Молодцы, предлагаю отправиться дальше. Садимся в автобус. Остановка: «Будущее». Дидактическая игра: «Собери картинку». Давайте с вами поиграем в игру. Представим, что мы с вами машиностроители и соберем картинки, как специалисты собирают разные механизмы. Разделимся на команды и посмотрим, чья команда быстрее справиться с этим заданием? Молодцы, ребята. Все справились быстро. (дети собирают разрезные картинки).Остановка: «Конечная». Вот ребята и последняя остановка в нвшем путешествии. Давайте поиграем в игру с мячом «Назови кто это? ». Я назову действия, а вы угадайте профессию Работает на кране /крано вщик/.Работает на экскаваторе? Дрессирует зверей? Играет на барабане? Играет на гитаре? Играет на пианино? Водит такси? Лечит больных? Водит трамвай? Строит дома? Учит детей в школе? Воспитывает детей в детском саду? Управляет самолетом? Убирает дворы, улицы? Выдает книги в библиотеке? Разносит почту? Готовит пищу? Изготовляет детали для разных предметов? 4. Итог занятия. Педагог: Назовите одним словом: повар, врач, учитель, строитель, продавец – это (профессии людей) О какой новой профессии мы с вами узнали?Какие профессии вы еще знаете? Воспитатель: Наше путешествие закончилось. В следующий раз мы с вами продолжим знакомство с профессиями нашего города