УТВЕРЖДЕНО ЗАВЕДУЮЩИЙ МАДОУ №38 «ТЕРЕМОК» _________________________М.Ю. ЧАДОВА ПРИКАЗ №211-ОД от 09.10.2020 год Дополнительная общеразвивающая программа ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ «Свой Стиль» Срок реализации программы – 4 года Рассчитана на детей 3 – 7 лет Составитель: педагог дополнительного образования Вокарева Дарья Константиновна Сысерть 2020 1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ................................................................................................. 9 II.1. Стартовые знания, умения и навыки детей ................................................. 14 II.2. Ожидаемые результаты и способы их проверки ......................................... 14 II.3. Программа педагогического мониторинга воспитанников ....................... 14 II.4. Организация и алгоритм проведения педагогического мониторинга ...... 15 III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ............................................................. 17 IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ..................................................................... 22 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................... 24 ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................................... 25 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие современного и др. танца: классического, Хореография народного, воспитывает бального, коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая пространственной воспринимать работа над ориентацией окружающую музыкальностью, помогает детям действительность, координацией, понять себя, свободно и лучше активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно3 мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Современный танец с каждым годом приобретает все большее распространение и популярность среди видов детского творчества. Он постоянно развивается, привнося все новые элементы, комбинации из различных направлений современной хореографии (модерн, джаз, хип-хоп, брейк и др.). Особеность современного танца – достаточная свобода педагога в выборе лексического материала, что позволяет создать множество индивидуальных способов преподавания. В последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы (классический танец, модерн-джаз танец, танец-модерн и народно- сценический танец) и различные направления танца (степ, фламенко, социально-бытовой и др.). Сравнительно недавно возник термин contemporary dance, - направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. Это естественный процесс интеграции, поэтому сейчас не стоит ставить какие-то строгие рамки, главное творчество. Современный танец позволяет наиболее комплексно воспитать такие необходимые для танцора качества, как: координацию, силу и подвижность 4 двигательного аппарата, ритмичность и свободу движения, что немаловажно в повседневной практике. Современному танцу, как и всему искусству в целом, присуща быстрая реакция на явления жизни. Применение его широко и многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Направленность данной программы – художественная, уровень освоения – общекультурный. Программа является модифицированной, переработанной, комплексной (включает в себя 5 разделов:), составлена на основе программы студии эстрадного танца «Саманта», г.Новочеркасск (автор Потуданская О.В.) Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей постоянно растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в раннем дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. В современном обществе всегда высока потребность в услугах танцевальнохореографических коллективов: без хореографических композиций любое культурно-массовое мероприятие, будь то концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательном, познавательном, патриотическом и т.п.). Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей 5 правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Современный обусловлен и социальный задачами заказ на художественного дополнительное образования образование детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. В основу разрабатываемых в настоящее время образовательных стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход. Данная разработана с целью внедрения в практику работы студии принципов личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Суть последнего заключается в приоритете внепредметных, личностно-значимых знаний и умений над предметными знаниями. Эта деятельность направлена на развитие ключевых компетенций обучающихся: на формирование ключевых компетенций, требующих понимания выдвигаемой цели; на умение использовать адекватные ситуации средства; на создание психолого-педагогических условий для личностных достижений обучающихся. В целях развития учебно-познавательной компетенции вся система обучения детей по этой программе строится на стимулировании различными способами интереса к познавательной и оздоровительной деятельности. Много времени уделяется развитию предметной и личностной компетенций, то есть приобретению и усвоению по этой программе разнообразных знаний по хореографическому искусству и в области сохранения и укрепления здоровья. Компетентностный подход очень ярко проявляется в оценке результатов обучения, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной 6 деятельности. Опора на современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные (ИКТ), развивающие, здоровьесберегающие, исследовательские позволяют осуществить: индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его реальные природные данные; развитие интереса в области новых жанров и направлений танцевальной культуры; воспитание, в первую очередь, гармонично развитой личности, любителя и ценителя хореографического искусства в любых его проявлениях, и только потом – раннюю профессиональную ориентацию и создание условий для эффективного развития детей с высоким уровнем способностей (см. Приложение № 1) Педагогическая целесообразность программы студии определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы можно отметить и в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны. Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка в процессе приобщения его к искусству хореографии. Задачи программы: 7 Обучающие: - ознакомление детей с терминологией и жанрами хореографии; - научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; - ознакомление детей с основами классического и народного танца, с различными направлениями современного танца; - расширение знаний, знакомство с историей танца; - ознакомление детей с азами актерского мастерства. Развивающие: - выявление и развитие природных задатков и способностей детей, способствующих успеху в освоении искусства танца; - содействие развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию пластики; - развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии; - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитательные: - создание базы для творческого мышления детей; - развитие у детей активности и самостоятельности общения; - формирование общей культуры личности ребенка; - развитие чувства ответственности, уважения к своим товарищам по коллективу, дисциплинированности. Отличительной особенностью данной программы является преобладание жанра модерн-джаз танец, а также привнесение различных направлений джазового танца и микстовых техник (бродвейский джаз, джазфанк, стрит-джаз и т.п.). Программа рассчитана на детей в возрасте 3-7 лет. Срок реализации программы – 4 года. По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая ступень была основана на пройденном материале, и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу «от простого к сложному». 8 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1. 2. Наименование разделов Количество часов в неделю по годам обучения I II III IV V VI VII VIII IX X 0,1 0,1 Учебно-тренировочная работа 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Вводные занятия Элементы классического танца Музыкально-ритмическая деятельность 0,1 - - - - - - - - - 0,8 - - - - - - - - - Классический танец - 0,9 1 1,1 1 1,1 1,1 1,2 1,3 1,3 Общая физическая подготовка 1 0,9 0,9 1,1 1 1 1 1,2 1,3 1,3 Современный танец 1 1 1 1,1 1,1 1,1 1,1 1,2 1,3 1,3 Основы народносценического танца - - - - 1 1 1 1 - - 0,5 1,1 2 2,6 2,6 2,4 2,3 3 3,5 3,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - 0,2 0,3 0,4 0,3 0,5 0,5 4 5 6 7 8 8 8 9 9 9 3. 4. 5. Творческая деятельность Индивидуальная работа с детьми Теоретические дисциплины Итого учебных часов в неделю Возрастные особенности детей Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервномышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. В связи с этим, важно учитывать возрастные особенности обучающихся, чтобы реализация программы проходила наиболее успешно. Дети 3-4 года. 9 Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. 10 Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям. Дети 4 – 5 лет. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей данного возраста. Дошкольник 5-го года жизни отличается высокой активностью. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим, детям 4—5 лет нельзя на занятиях хореографией давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизненная емкость легких. Ритм сокращений сердца в возрасте 4—5 лет легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается. Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — 11 возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма взаимодействия сигнальных систем. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою деятельность, дети без труда воспринимают указания взрослого. Это позволяет разнообразить приемы обучения. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале. Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. Увеличивается устойчивость внимания. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. К 12 концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок более четко воспроизводит то, что запомнил. Старший дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Ребенок 6 – 7 лет уже научился согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищам в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны человеческие переживания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия, но и самостоятельно воплощать свои замыслы в играх, рисовании, конструировании, творчестве. Его восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность, управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать, обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлекательно, но и то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить одобрение сверстников, похвалу педагога, родителей). Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. После возникновения эмоционального отношения к самому себе как «хорошему» и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным пробуждающееся нравственное чувство долженствования, как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. У разных детей уровень волевого развития оказывается различным, но типической чертой, отличающей детей старшего дошкольного возраста, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых педагогом 13 II.1. Стартовые знания, умения и навыки детей Состав группы неоднороден по уровню физического и интеллектуального развития, большинство детей на начало обучения не имеют хореографической подготовки. Прием в объединение детей осуществляется на общих основаниях (без конкурсного отбора), возможен также конкурсный отбор. Прием детей в группу второго и последующего годов обучения возможен на основе собеседования. II.2. Ожидаемые результаты и способы их проверки Обучающиеся за период освоения программы должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов. Ожидаемый результат определяется в зависимости от года обучения и этапа освоения программы (см. Приложение № 2): · Развитие творческого мышления, памяти, воображения, нестандартного мышления, умения выразить чувства; · Приобретения и развития коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умения импровизировать, двигаться под музыку; · Формирование общей культуры; · Овладение основными танцевальными навыками и умениями; · Формирование представлений о танцевальной культуре и ее деятелях; · Приобретение, закрепление и совершенствование теоретических знаний и практических умений. II.3. Программа педагогического мониторинга воспитанников Мониторинг - неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет оценить реальную результативность деятельности детей. Цель педагогического мониторинга – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ. Задачи: - определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области; 14 - выявление степени приобретения воспитанниками практических умений и навыков в выбранном ими виде творческой деятельности, их воспитанности и развития; - анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения; - соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы; - выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы; - внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Педагогический мониторинг обучающихся строится на следующих принципах: научность, учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников; адекватность специфике деятельности детского объединения и периоду обучения; необходимость, обязательность и открытость проведения всех процедур педагогического мониторинга; свобода выбора методов и форм проведения и оценки результатов; обоснованность критериев оценки результатов; открытость результатов. В образовательном процессе мониторинг выполняет целый ряд функций: - учебных, так как создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником, полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков; - воспитательных, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка; - развивающих, так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы; - коррекционных, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса; - социально-психологических, так как даёт каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха». Организация и алгоритм педагогического мониторинга II.4. проведения Алгоритм педагогического мониторинга воспитанников проводится в течении всего периода реализации программы по каждому учебному году (см. Приложение № 3 ). Педагогический мониторинг – это не что иное, как сравнительный анализ результатов выявленных при помощи различных методов и видов диагностической и аналитической деятельности. 15 Форма проведения мониторинга - сравнение результатов первичной, промежуточной и итоговой диагностики, что позволяет определить психолого–физиологические и интеллектуальные особенности каждого ребенка, простроить его индивидуальный путь развития. Программа педагогического мониторинга позволяет индивидуализировать образовательный процесс, повысить его эффективность, качество, доступность. Благодаря педагогическому мониторингу есть возможность выявить следующие параметры: воспитанность; обученность; развитие общее и профессиональное. Способы проверки результатов - ежегодные открытые или аттестационные занятия (форму оценивания выбирает педагог); - контрольные точки; - тестирование; - участие в конкурсах и фестивалях (см. Приложение № 4); - концертные выступления. Формы подведения итогов реализации программы: Итогом реализации данной программы к концу 10-го года обучения станет демонстрация полученных детьми знаний, умений и навыков на выпускном аттестационном занятии, а также демонстрация подготовленных танцевальных номеров. По окончании программы выпускникам выдаются свидетельства установленного образца. 16 III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения № п/п Тема Общее количество часов В том числе Теория Практика - 1. - Вводные занятия 2 2 - 2.- Примечания - знакомство с музыкальным ритмом, - ознакомление с правилами поведения на занятиях, с техникой безопасности, - напоминание правил поведения в общественных местах; - инструктаж по ТБ и ПДД. Учебно-тренировочная работа «Элементы классического танца» - Основные позиции ног(1и 2), рук (подготовительная, 1). 6 1,5 4,5 28 4 24 36 6 30 36 6 30 «Музыкально-ритмическая деятельность» - ориентировка в пространстве; - построения (круг: широкий, узкий, двойной; колонна: одна, две, четыре; шеренга; линия; шахматный порядок) - музыкально ритмические игры. «Общая физическая подготовка» - разминка - упражнения на середине зала - укрепление и развитие мышц - упражнения на растяжку «Современный танец» - разминка - ритмопластика на середине зала; - партерная гимнастика; - танцевальные движения и комбинации 17 «Творческая деятельность» а) постановка танцевальных композиций 18 18 - коррекционная работа с детьми; - работа с одаренными детьми; - постановка танцев (солисты, малые формы) 3. Индивидуальная работа с детьми 18 Итого: 144 18 19,5 124,5 2-й год обучения № п/п Тема Общее количество часов В том числе Теория Практика - 1. - Вводные занятия 2 2 - 2.- Примечания - знакомство с музыкальным ритмом, - ознакомление с правилами поведения на занятиях, с техникой безопасности, - напоминание правил поведения в общественных местах; - инструктаж по ТБ и ПДД. Учебно-тренировочная работа «Классический танец» - позиции ног, рук; - партерный экзерсис (балетная гимнастика); - постановка корпуса; - прыжки. 34 4 30 34 4 30 36 6 30 «Общая физическая подготовка» - разминка - упражнения на середине зала (аэробная нагрузка) - силовая подготовка - упражнения на растяжку «Современный танец» - разогрев - ритмопластика на середине зала; - партерная гимнастика; - танцевальные движения. 18 «Творческая деятельность» а) постановка танцевальных композиций б) репетиции (ансамбль) в) участие в концертах 18 18 18 18 2 2 - коррекционная работа с детьми; - работа с одаренными детьми; - постановка танцев (солисты, малые формы) 3. Индивидуальная работа с детьми 36 Итого: 180 36 16 164 3-й год обучения № п/п 1. Тема Общее количест во часов В том числе Теория Практика - Вводные занятия 2 2 - 2. Примечания - напоминание правил поведения на занятиях, техники безопасности, - напоминание правил поведения в общественных местах; - инструктаж по ТБ и ПДД. Учебно-тренировочная работа «Классический танец» - позиции ног, рук; - партерный экзерсис (балетная гимнастика); - экзерсис у станка; - экзерсис на середине зала; - прыжки; 36 6 30 36 6 30 «Общая физическая подготовка» - разминка - упражнения на середине зала (аэробная нагрузка, прыжковые комбинации) - силовая подготовка - упражнения на растяжку - элементы акробатики. 19 «Современный танец» - разминка - ритмопластика на середине зала; - партерная гимнастика; - танцевальные движения и комбинации. 36 6 30 «Творческая деятельность» а) постановка танцевальных композиций 36 36 б) репетиции (ансамбль) 26 26 в) участие в концертах, конкурсах и фестивалях 8 8 - коррекционная работа с детьми; - работа с одаренными детьми; - постановка танцев (солисты, малые формы) 3. Индивидуальная работа с детьми 36 Итого: 216 36 20 196 4-й год обучения № п/п 1. Тема Вводные занятия Общее количест во часов В том числе Теория Практика - 2 2 - 2. Примечания - напоминание правил поведения на занятиях, техники безопасности, - напоминание правил поведения в общественных местах; - инструктаж по ТБ и ПДД. Учебно-тренировочная работа «Классический танец» - позиции ног, рук; - партерный экзерсис (балетная гимнастика); - экзерсис у станка; - экзерсис на середине зала; - прыжки; 40 4 36 20 «Общая физическая подготовка» - разминка; - упражнения на середине зала; - силовая подготовка; - упражнения на растяжку; - элементы акробатики. 40 4 36 40 4 36 а) азы актерского мастерства 14 4 10 б) постановка танцевальных композиций 36 36 36 36 8 8 «Современный танец» - разминка, ритмопластика на середине зала; - партерная гимнастика; - экзерсис у станка; - танцевальные движения и комбинации. «Творческая деятельность» в) репетиции г) участие в концертах, конкурсах и фестивалях 3. Индивидуальная работа с детьми Итого: 36 252 36 18 - коррекционная работа с детьми; - работа с одаренными детьми; - постановка танцев (солисты, малые формы). 234 21 IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся. Программа состоит из четырех разделов: I. Вводные занятия. II. Учебно-тренировочная работа. III. Индивидуальная работа с детьми. IV. Теоретическая часть. Раздел «Вводные занятия» включает в себя беседы о правилах поведения на занятиях, в ДДТ и в общественных местах, о технике безопасности, о соблюдении Правил дорожной безопасности, о требованиях к воспитанникам в ходе учебного процесса и пр. Раздел «Учебно-тренировочная работа» состоит из следующих подразделов: музыкально – ритмическая деятельность, классический танец, основы народно-сценического танца, общая физическая подготовка, современный танец, творческая деятельность. В процессе обучения дети получают теоретические знания и практические навыки, которые включают в себя: терминологию классического и современного танца, комплекс учебнотренировочных упражнений для развития опорно-двигательного аппарата, изучение основ классического, народного и современного танцев, закладывание основ актерского мастерства, постановочную и репетиционную работу, выступления. - Подраздел «Музыкально-ритмическая деятельность»: является основным предметом в группе первого года обучения, включает в себя развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации. Ритмическое воспитание проходит непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе урока по хореографии. - Подраздел «Классический танец»: является обязательным предметом, так как знание и владение школой классического танца является основой для различных направлений танцевального искусства, в том числе народно-сценического. Формирует у детей хорошую осанку, гибкость и координацию. Предмет включает в себя танцевально-тренировочные упражнения у станка и на середине зала, а также танцевальные комбинации. Кроме того, по желанию обучающихся предусмотрен факультативный цикл занятий по пальцевой технике (для обучающихся, достигших возраста 10 лет). - Подраздел «Народно-сценический танец»: является не обходимым предметом программы, так как танец напрямую связан с совершением обрядов, трудовой деятельностью и бытом любого народа. 22 Предполагает изучение богатства хореографической лексики народных танцев. Дети получают представление о народном танце (о русском народном, белорусском, украинском и других), как об одном из распространённых и давних видов творчества народов мира. - Подраздел «Общая физическая подготовка»: является обязательным предметом, развивает силу, выносливость, гибкость, тренирует и укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Предмет включает в себя танцевально-тренировочные упражнения, силовую подготовку, прыжковую часть, акробатическую часть. - Подраздел «Современный танец»: является ведущим обязательным предметом, так как знание и владение основами современного танца является приоритетной и профильной задачей деятельности. Предмет включает в себя разогревочную работу, тренаж на различных уровнях, упражнения у станка, кроссы по диагоналям, горизонталям и вертикалям зала, танцевально-тренировочные упражнения тренажа, различные танцевальные комбинации. - Подраздел «Творческая деятельность: содержание данного подраздела предполагает изучение основ актерского мастерства, основы наложения грима, работу над постановкой концертных номеров, репетиции, выступления, показы открытых занятий. Осуществляется знакомство со сценой, изучается культура поведения на сцене. Раздел «Индивидуальная работа с детьми» включает в себя индивидуальные занятия с одаренными детьми, коррекционную работу с детьми, постановку танцев (солисты, малые формы, при необходимости – подгруппа детей, участвующих в определенном танце). Раздел «Теоретическая часть» вносится в программу с пятого года обучения и включает в себя беседы об искусстве танца, прослушивание музыкальных отрывков из известных балетов, знакомство с биографией и творчеством виднейших деятелей русской классической хореографии, беседы об истории классического и современного танца, способствующие формированию культуры личности. Кроме того, изучаются основы композиционного построения танца и дается понятие об основах импровизационной деятельности. 23 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Формы проведения занятий Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, а также, для облегчения усвоения материала, занятия могут проводиться по подгруппам. Кроме того, программа предусматривает следующие формы работы с детьми: 1. Занятие-тренинг (общая физическая и хореографическая подготовка). 2. Занятие-игра (знакомство с основами актерского мастерства). 3. Беседа (курсы теоретических дисциплин). 4. Репетиция. 5. Концерт. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Учитывая специфику данного направления творческой деятельности возможно применение следующих методов и приемов: Словесные методы (объяснение, беседа, постановка мотивации, установление требований, поощрения); Практические методы (упражнения, репетиции); Наглядные методы (показ движений педагогом, просмотр видеозаписей, фотографий, иллюстраций, выступлений различных танцевальных коллективов); Игровые методы (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, координации, воображения); Метод целостного разучивания – движение разучивается целиком в замедленном темпе. Применяется при разучивании простых движений или движений, которые невозможно разложить на отдельные части. Метод пошагового разучивания – движение при разучивании разбивается на отдельные части, которые затем соединяются в одно целое. Прием использования минимума танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний. Дидактический материал: наглядный материал (рисунки, таблицы с основными позициями рук и ног, фотографии), различные справочные материалы по искусству, хореографии. 1. 2. 3. 4. 5. Техническое оснащение занятий: Хореографический кабинет, оборудованный зеркальной стенкой и станками; раздевалка. Фортепиано, баян. Аудиоаппаратура с аудиозаписями (фонограммы). Инвентарь (коврики, скакалки, скамейки, грузы, обручи, гантели…). Специальная тренировочная одежда, обувь для учащихся. 24 ЛИТЕРАТУРА 1. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. – М., 2003. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Айрис пресс, 2001. 3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. 4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М.: Издательство «Гном иД», 2004. 5. Доровских Я.А., Шифанова Р.А. Дидактический материал к междисциплинарной программе «Здоровье». – Томск, изд-во: Пеленг, 2003. 6. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М., Издательство «Новое слово», 2004. 7. Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений искусств и культуры. – Ростов-наДону: «Феникс», 2003. 8. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1972. 9. Костровицкая В.С. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976 10. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 256с. 11. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 384с.: ил. 12. Народно – сценический танец. Ч.1-я. Учеб.-методич. пособие для средних спец. и высших учебных заведений искусств и культуры. – М., «Искусство», 1976. 25 13. Никитин В. Модерн-джаз танец: методика преподавания – М.,2002 - («Я вхожу в мир искусств»; №12). 14. Никитин В. Модерн-джаз танец: начало обучения – М.,1998 – («Я вхожу в мир искусств»; №4). 15. Никитин В. Модерн-джаз танец: продолжение обучения – М.,2001 - («Я вхожу в мир искусств»; №4). 16. Облап С.М. Методика преподавания народно-сценического танца. Учеб.методич. пособие для средних спец. и высших учебных заведений искусств и культуры. – Томск, 2012. 17. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей – М.,2000 – («Я вхожу в мир искусств»; № 9). 18. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для учреждений среднего професс. образования. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. 26 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Айрис пресс, 2001. 2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для учреждений среднего професс. образования. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. 3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – СПб.: «Музыкльная палитра», 2006. 27