1 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Вокал» реализуется в художественно-эстетической направленности, составлена на основе примерной Программы для общеобразовательных школ под общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Новизна. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Актуальность. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют: - концертная деятельность; - участие в фестивалях, конкурсах. 2 Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом. Важной составляющей программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, 3 память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного вида искусства является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что программа «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Программа отличается от других программ тем, что: - позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»; - она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности; - включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; - применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами); - используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; - содержание программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников; - для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств и в музыкальном училище на вокальном отделении; 4 - песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. Адресат программы - программа «Вокал» предназначена для детей 9-14 лет. В творческое объединение «Вокал» принимаются дети от 9 до 14 лет на свободной основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. При зачислении ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации. Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений. 5 Объём и срок освоения программы: Общее количество учебных часов – 108 ч за 3 года; Количество часов и занятий в неделю - два раза в неделю по 1 часу продолжительность занятий 45 мин. Форма обучения – очная ( Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит в форме групповых занятий учащимися одного возраста; состав группы – постоянный. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее Проводится для самих детей, педагогов, гостей. тему – занятие-концерт. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. Цели и задачи программы Цель. Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Программа призвана решать следующие задачи: • Формирование устойчивого интереса к пению. • Обучение выразительному пению. • Обучение певческим навыкам. • Развитие слуха и голоса детей. • Формирование голосового аппарата. • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма. • Сохранение и укрепление психического здоровья детей. 6 • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Учебно-тематический план (1-й год обучения) № Название раздела, темы Количество часов п/п I. Пение как деятельности. вид музыкальной Формы аттестации/ Всего Теория Практика 8 6 2 контроля 1 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 - Беседа 2 Диагностика. детских голосов. 1 - Наблюдение 3 Строение голосового аппарата. 1 - Беседа 4 Правила охраны детского голоса. 1 - Круглый стол 5 Вокально-певческая установка. 1 2 Занятиепостановка 6 Упражнения на дыхание методике А.Н. Стрельниковой. 1 - Зачёт II. Формирование детского голоса. 8 2 1 Звукообразование. 2 - Наблюдение 2 Певческое дыхание. 1 - Беседа 3 Дикция и артикуляция. 2 2 Устный опрос 4 Речевые игры и упражнения. 2 - Занятиепостановка 5 Вокальные упражнения. 1 - Открытое занятие 6 5 1 1 Прослушивание по 10 Слушание музыкальных III. произведений, разучивание и 11 исполнение песен. 1 Народная песня. 7 Мастер-класс 2 Произведениями композиторов- классиков. 4 русских 2 1 Круглый стол Произведения современных отечественных композиторов. 2 1 Беседа 5 Сольное пение. 1 2 Зачёт IV. Игровая театрализация. 1 - 1 Занятиепостановка Расширение музыкального VI. кругозора и формирование 2 музыкальной культуры. 2 - деятельность, 1 Путь к успеху. 1 - Анкетирование 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 - Творческая встреча VII. Концертноисполнительская деятельность. - 4 1 Репетиции. - 3 Зачёт 2 Выступления, концерты. - 1 Тематический концерт 24 12 Итого: 4 36 Содержание программы Первый года обучения Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 8 1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. 1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса. 2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. 2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 9 2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.Упражнения первого уровня Тема III. Слушание исполнение песен. музыкальных произведений, разучивание и 3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. 10 3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. 3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни Тема V. Расширение музыкальной культуры. музыкального кругозора и формирование 5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также 5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Учебно-тематический план 11 (2-й год обучения) № Название раздела, темы Формы аттестации/ Количество часов п/п Всего Теория Практика 6 4 2 контроля I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1 Вокально-певческая установка. 1 1 Беседа 2 Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. 1 1 Наблюдение 3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 2 - Зачёт II. Совершенствование вокальных навыков 5 4 1 Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2 1 Игра 2 Вокальные упражнения. 1 1 Письменны й опрос 3 Артикуляционный аппарат. - 1 Проект 9 4 Речевые игры и упражнения. 1 - Тематическ ий кроссворд 5 Дыхание, опора дыхания. 1 1 Зачёт III. Слушание музыкальных произведений, 10 разучивание и исполнение песен. 6 4 1 Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). 1 2 Наблюдение 2 Произведения композиторов-классиков. 1 - Защита реферата 3 Произведениями отечественных композиторов. 2 - Беседа 4 Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 1 - Круглый стол 5 Сольное пение. 1 2 Конкурс IV. Элементы хореографии. 2 1 1 Тестирован ие V. Формирование музыкальной художественного вкуса. 5 5 - современных культуры и 12 1 Путь к успеху. 2 - 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 2 - 3 Встречи с коллективами программами. 1 - VI. Концертно-исполнительская деятельность 3 2 1 Репетиции. 1 1 2 Выступления, концерты. 2 1 24 12 вокальными детскими и обмен концертными 5 Итого: 36 Анкетирова ние Творческая встреча Творческий отчёт Содержание программы Второй год обучения Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой. 1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с 13 сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. 2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся.Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня 2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты. 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. 2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Тема III. Работа над певческим репертуаром. 3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа 14 над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.). 3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста. 3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторовклассиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле. 3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты. Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни. Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое 15 исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. 5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии. 5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии. Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Учебно-тематический план (3-й год обучения) № Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим 10 движением. 6 4 1 Сценическое движение и художественного образа песни. 1 - Наблюдение 2 Виды, типы сценического движения. - 1 Тестирование 3 Соотношение движения и пения - 1 Устный опрос 4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 5 2 Зачёт II. Совершенствование вокальных навыков 3 1 1 Вокальные упражнения. 1 1 I. 4 16 Анкетирование 2 Речевые игры и упражнения 2 - III. Слушание музыкальных произведений, 10 разучивание и исполнение песен. 5 5 1 Народная песня 1 1 Конкурс 2 Произведения композиторов-классиков. 1 1 Письменный опрос 3 Произведениями современных отечественных композиторов. 1 1 Защита реферата 4 Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 1 - Круглый стол 5 Сольное пение. 1 2 Зачёт IV. Элементы хореографии. 3 1 2 Открытое занятие V. Актёрское мастерство. 2 1 1 Конкурс VI. Формирование музыкальной культуры и 3 художественного вкуса. 3 - 1 Путь к успеху. 1 - Тематический кроссворд 2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 - наблюдение 3 Встречи с коллективами программами. 1 - Творческая встреча VI. Концертно-исполнительская деятельность 2 2 1 Репетиции 1 1 Наблюдение 2 Выступления, концерты. 1 1 праздник 21 15 вокальными детскими и обмен концертными Итого: 4 36 Игра Содержание программы Третий год обучения Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в сочетании с занятиями сценическим движением. 1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между 17 сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. 1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. 1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. 1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». Тема II. Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. 2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Тема III. Работа над певческим репертуаром. 3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного 18 образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. 3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. 3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокальноисполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. 3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. 3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего 19 перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам. Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни. Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания). 6.2. Анализ музыкальных произведений. Тема VII. Концертная деятельность. Выступление. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Планируемые результаты Предметные результаты программы Реализация программы должна обеспечить: - развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ; - развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; - развитие навыка пения по нотам; умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания; 20 - навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella; - формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; - способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать: - специфику певческого искусства; - основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь: - эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения; - исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись; - устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов. Метапредметные результаты Личностные результаты: формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских); становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии 21 музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.); формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Учащиеся получат возможность: удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность. Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные: Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения); рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; Учащиеся получат возможность: 22 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями; удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями; мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации; использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен); опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: 23 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений. Календарный учебный график – количество учебных недель – 36, -количество учебных дней – 36, - продолжительность каникул – нет – дата начала и окончание учебного периода - 01.09. 2018 – 31.05.2019 г. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетициального зала (сцена). 3. Музыкальный центр, компьютер. 4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 5. Электроаппаратура. 6. Зеркало. 7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала). 8. Нотный материал, подборка репертуара. 9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 10. Записи выступлений, концертов. 11. Наличие контингента обучающихся. Формы аттестации Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива. Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности. Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя. Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося. 24 Разработка критериев оценки образовательной деятельности, учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала. Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития. Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования. Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе мониторинга результативности образовательного процесса в вокальной группе «Песенка – чудесенка» С. В. Емельяновой. Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога. Оценочные материалы Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность. Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух. Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности обучения: Первый год обучения. Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний. Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. 25 В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. Второй год обучения. На втором году обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокально-хоровой подготовки учащегося, определение в группу (солисты или хор). Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или хор (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в специальную ведомость. Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. Формы предъявления результатов: -отзывы учащихся и родителей, -отчётный концерт -участие в конкурсах и фестивалях. Контрольно-оценочные материалы 1 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений. Критерии оценки: Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе. Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе. Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения. Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. 26 Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу. Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу. Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом). Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон. Критерии оценки: Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон. Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона. Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов. Критерии оценки: 27 Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом. Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии. Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает. Тема 5. Правильная дикция и артикуляция. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Тема 6. Формирование исполнения. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания. Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом. 28 Задание: Исполнение (пение) песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене. Критерии оценки: Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем. Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены. 2 год обучения Тема 1. Организационное занятие. Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений. Критерии оценки: Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе. Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе. Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения. Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного и русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, 29 умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу. Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу. Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом). Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон. Критерии оценки: Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон. Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона. Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов. Критерии оценки: Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом. Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии. Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает. 30 Тема 5. Правильная дикция и артикуляция в детском хоре. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест. Тема 6. Формирование чувства ансамбля. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского и зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре. Критерии оценки: Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания. Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом. Задание: Исполнение (пение) песни русского и зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене. Критерии оценки: 31 Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем. Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены. Методические материалы - особенность организации образовательного процесса – очное обучение; - методы обучения : ( словесный, наглядный практический ;объяснительноиллюстративный, частично – поисковый; игровой ) и воспитания( убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.) -формы организации образовательного процесса: групповая ; -формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская, фестиваль… - педагогические технологии : -технология индивидуализации обучения, -технология группового обучения, -технология коллективного взаимообучения, -технология модульного обучения, -технология дифференцированного обучения, -технология разноуровневого обучения, -технология развивающего обучения, -технология проблемного обучения, -технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, -технология игровой деятельности, -коммуникативная технология обучения, -технология коллективной творческой деятельности, -технология портфолио, -технология педагогической мастерской, -технология образа и мысли, 32 -здоровьесберегающая технология, -технология-дебаты и др. Чёткая структура занятий имеет особое значение. Структура занятия 1. Распевание (вводная часть) Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. • занятие-экскурсия: экскурсии в музыкальную школу. - занятие-праздник: подготовка к празднику, его ожидание является эмоциональным стимулом развития каждого ребенка и всего коллектива, 13 праздники (День именинника, Новый год, Праздник мам, Праздник Семьи, День наших пап и дедушек, День Победы и др.). Такие занятия способствуют развитию коллективизма. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. 33 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово; настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: акапельно); выразительный показ (рекомендуется образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы: 1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений; 2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца; 3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма; 4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов; 5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям. Примерный список произведений для ознакомления с образцами вокальной музыки: 34 Примерный репертуар: 1 год обучения (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский 2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело» 3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин 4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов 5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы 6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая 7. «Песенка-чудесенка» 8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский 9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский 10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г.. 11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго». 12. цветке. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном 13. Улыбка. Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Примерный репертуар: 2 год обучения (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов 2. «Балалайка» Татьяна Морозова 3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов 4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы 5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова 6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова 7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы 8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников 35 9. «Новый год» Ал. Ермолов 10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М. 11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова 12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова 13. «Рождественская песенка» 14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников 15. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов 16. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова Примерный репертуар: 3 год обучения (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей) 1. «Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова 2. «Гимн Салехарду» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова 3. «Главный праздник» Найля Мухамеджанова 4. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев 5. «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко 6. «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой 7. «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова 8. «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова 9. «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова 10. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев 11. «Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов 12. «Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова 13. «Ты цвети Ямал!» сл.Л.Савичевой , муз.Ю.Юнкерова 14. «Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко 15. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова Список литературы Список литературы для педагога 1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г. 36 2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983. 3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.. 5. Далецкий О. Н. «О пении» 6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» 7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968. 8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению» 9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г. 10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983. 11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г. 12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984. 13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964. 15. 1997г. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. 17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984. 18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с: 20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г. 21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука» 22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием» 37 23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г 24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика) 25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика) 26. 27. 1987. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга. 29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 30. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986. 31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзикхоллы. – М., 1983. 32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977. 33. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974. Список литературы для учащихся 1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980. 2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987. 3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978. 4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986. 5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980. 6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977. 7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976. Репертуарные сборники 1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г. 2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г. 38 3. «Детям нужен мир». М. 1982г. 4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г. 5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г. 6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г. 7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г. 8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г. 9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г. 10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г. 11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г. 12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г. 13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г. 14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г. 15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с. 16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г. 17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г. 18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с. 19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с. 20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г. 21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г. 22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. , 23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г. 24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г. 25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с. 39 26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с. 27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г. 28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с 29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста. 30. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: издво «III тысячелетие», 2004. – 144 с. Ю.Юнкеров «Цвети Ямал!»/ ГУП ЯНАО «Красный север». Список полезных интернет – ресурсов. 1. http://www.mp3sort.com / 2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm 3. http://forums.minus-fanera.com/index.php 4. http://alekseev.numi.ru / 5. http://talismanst.narod.ru / 6. http://www.rodniki-studio.ru / 7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 8. http://www.lastbell.ru/pesni.html 9. http://www.fonogramm.net/songs/14818 10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm 11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index / 12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru /?lzh1ed 13. http://www.notomania.ru/view.php ?id=207 14. http://notes.tarakanov.net / 15. http://irina- music.ucoz.ru/load 40 41